21 декабря в ДОУ № 19 прошло очередное заседание городского методического объединения  «Культурные практики и традиции в образовательной деятельности дошкольников».

На данном заседании вели дискуссию  о реализации культурных практик в образовательной деятельности.  Рассматривали  технологии, методы и приемы, с помощью которых реализуются культурные практики в детском саду. 

Также рассматривали  практику  целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка на примере  здоровьесберегающих технологий.

Своим опытом работы делились опытные педагоги.  В работе использовали тренинги,  мастер-классы, выполнение практических заданий. Надеемся, что педагоги смогли взять для себя что-то новое и полезное для работы.


МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ»

Цель: освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.

Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей.

План проведения: - Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание применению здоровьесберегающих технологий, т.к. проблема здоровьесбережения была и остается одной из актуальных в детском саду. Как гласит пословица: «Здоровье дороже золота». Подтвердит нам это утверждение упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).

На мальбертах нарисован воздушный шар, который летит над землей (вызывается к мальбертам 3 человека), человечек в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Определяется рейтинг жизненных ценностей по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.)

Дети сами, естественно, не могут обеспечить себе здоровый образ жизни. Но это могут сделать взрослые: дома – родители, в детском саду – сотрудники детского сада.

В дошкольных учреждениях в целом сложился системный подход к организации оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться, в этом помогут современные здоровьесберегающие технологии.

1 слайд.  Здоровьесберегающие технологии (показ презентации) – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья

2 слайд. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления;повышение способности к произвольному контролю; улучшение общего эмоционального состояния; повышается работоспособность, уверенность в себе; стимулируются двигательные функции; снижает утомляемость; развивается дыхательный и артикуляционный аппарат; стимулируется речевая функция.

3 слайд. Повышенное внимание к здоровьесберегающим технологиям обусловлено тем, что заболеваемость из года в год увеличивается. При этом многие воспитанники детских садов страдают от хронических заболеваний, от нарушений работы опорно-двигательного аппарата, у них есть проблемы с осанкой.
Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей.

4 слайд. В воспитательно – образовательном процессе здоровьесберегающие технологии направлены на:
1) стимулирование и сохранение здоровья;
2) обучение здоровому и правильному образу жизни;
3) коррекцию состояния детей.

5 слайд. Важно понимать, что Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает:

  • Здоровье физическое.
  • Здоровье психическое.
  • Здоровье социальное.
  • Здоровье нравственное. 

 

6 слайд. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

7 слайд. Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей. 

 

8 слайд. Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ  - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

9 слайд. В нашем саду организуются:

  • мероприятия по профилактике заболеваний,
  • медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники.
  • медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
  • витаминопрофилактика
  • санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

 

10 слайд. Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

  • закаливание КГН;
  • беседы по валеологии;
  • спортивные праздники;
  • спортивные развлечения и досуги;
  • недели здоровья;
  • соревнования
  • прогулки-походы.

 

11 слайд. В нашем саду мы применяем такие виды здоровьесберегающих технологий:

  • Гимнастика для глаз
  • Пальчиковая гимнастика
  • Дыхательная гимнастика
  • Бодрящая гимнастика
  • Динамические паузы
  • Массаж и самомассаж
  • Двигательные оздоровительные физминутки и др.

 

12 слайд. Технологии, обеспечивающие эмоциональный комфорт и хорошее психологическое самочувствие ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома

  • Технология психолого-педагогического сопровождения развития ребенка (Психогимнастика, песочная терапия)

 

13 слайд Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

В нашем саду организуются в работе с педагогами ДОУ:

  • Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
  • Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
  • Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
  • Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.

 

14 слайд. Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

  • Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
  • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
  • Приобщение родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей и др.);
  • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

 

15 слайд. Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

  • - Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ
  • - Проявление толерантности всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.

 

16 слайд.

  • - Внедрение научно – методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ и семьи.
  • - Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
  • - Снижение уровня заболеваемости.

 

17 слайд.

18 слайд.

Задания для педагогов. (Педагогам предлагается выбрать цвет буклета и в зависимости от выбранного цвета, педагогам дается задание – разбиться на группы и продумать и провести одну из форм гимнастики по здоровьесбережению в соответствии с предложенным текстом в буклете, в кругу со всеми участниками.)
Красный цвет буклета

Пальчиковая гимнастика «Компот» (придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом):


Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много.
Вот Будем яблоки крошить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот
Угостим честной народ.
Оранжевый цвет буклета

Самомассаж «Части тела» (придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом):


Головушка-соловушка,
Носик-курносик,
Щечки-комочки,
Губки-трубки,
Зубочки-дубочки,
Глазки-подсказки,
Реснички-сестрички,
Ушки-подслушки,
Плечики-кузнечики,
Пузик-арбузик,
Спинка-тростинка,
Ножки-сапожки.
Желтый цвет буклета

Психогимнастика «Изобрази эмоции» (изменять выражение лица в соответствии с текстом):


У меня печальный вид,
Голова с утра болит.
Я чихаю, я охрип.
Что такое – это грипп,
Поднялась температура,
Я лежу и не ропщу.
Пью соленую микстуру,
Кислой горло полощу.
А на утро уж порядок
Утром рано я встаю,
Бодро делаю зарядку,
«Здравствуйте!» всем говорю.
Зеленый цвет буклета

Гимнастика для глаз «Капля» (придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом):


Капля прыгнула с небес,
И попала капля в лес,
Стало ей темно-темно,
Ночь подкралась уж давно,
Хоть она и егоза,
Страшно ей открыть глаза.
Вот открылся правый глаз…
Вот открылся левый глаз…
Посмотрела влево…вправо…
Вверх…и вниз…
Вот и убежала!
Синий цвет буклета

 

Дыхательная гимнастика «Любимый носик» (придумать движения в соответствии с текстом):


Вдох и ты, погладь свой нос
От крыльев к переносице.
Выдох и обратно
Пальцы наши просятся.
Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою.
Попеременно ноздри при этом закрывай.
Сиди красиво, ровно, спинка – прямо.
И насморк скоро убежит, ты так и знай!

 

- Так чем же обеспечивается здоровье ребёнка? Для ответа на этот вопрос, предлагаю вам составить модель ЗДОРОВОГО РЕБЁНКА в виде ДЕРЕВА (работа у мальберта):

Ствол – это здоровье.

Корни – факторы, которые обеспечивают крепкое здоровье это: правильное питание, соблюдение режима дня, ЗОЖ, полноценный сон, закаливание, прогулки на свежем воздухе, двигательная активность и т.д.

Крона – следствие, т.е. каким будет ребёнок, если мы будем соблюдать все эти условия и факторы: физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками, любознательный, активный, интеллектуально развитый и подготовленный к школе.

Таким образом, у нас получилась модель здорового ребёнка. И наша с вами задача - “питать” корни – создавать условия, обеспечивающие крепкое здоровье ребёнка, тем самым обеспечить нашим детям счастливое детство.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема: Кляксография трубочкой «Зимушка зима»

Цель: Познакомить детей с новым приемом рисования «кляксография трубочкой».

Интеграция областей: художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Возрастная группа: подготовительная группа.

Форма работы с детьми: познавательная деятельность.

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.

Предварительная работа: рассматривание репродукций с зимними пейзажами, наблюдение на прогулке, вырезание снежинок, и т.д.

Материалы и оборудование:

  • Эскизы и иллюстрации с изображением различных деревьев зимой;
  • Компьютер, магнитофон;
  • Бумага, тонированная бледно-голубым цветом;
  • гуашь, ложечка, трубочка для «кляксографии», ватные палочки, зубные щетки, жесткие кисти.

Задачи образовательной программы

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников

 

Развивающие:

  • Развивать чувство композиции.  

 

Обучающие:

  • Совершенствовать умения детей в технике кляксография.

 

Воспитательная:

  • Воспитывать эстетическое восприятие природы;
  • Обеспечить поддержку индивидуальности и инициативы детей.
  • Создать условия для свободного выбора детьми деятельности.
  • Создать условия для принятия детьми решений.
  • Воспитывать интерес к занятию, аккуратность, трудолюбие, доброжелательные отношения.

 

 

 

Этапы, последовательность (цель)

Содержание совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Актуализация знаний

 

Пришла, рассыпалась; клоками,
Повисла на суках домов;
Легла волшебными коврами
Среди полей, вокруг холмов…»

-Что изображено на иллюстрациях? (зима)
-Назовите краски зимушки зимы? (белый цвет, синий, фиолетовый, голубой, серебряный)
- Назовите зимние месяцы.

 

 

Задаёт вопросы. Беседует.

Рассказывают стихи о зиме.

 

Повторение ранее изученного материала.

 

 

 

 

Мотивация

(Воспитатель появляется в образе «Зимы»).
А вы хотите сами побывать в роли Зимушки зимы и создать такой чудесный лес?

 

Педагог предлагает почувствовать себя детям в роли художника-волшебника.

 

Соглашаются с принятием роли, берут на себя эту роль.

Проявление потребности к познанию.

 

Основная часть

Педагог объясняет и показывает этапы работы.
- Как вы думаете, с чего мы начнем работу над рисунком? (рисование ствола дерева с помощью трубочки)
- Какой следующий этап работы? (рисуем снег на ветках деревьев и земле используем ватную палочку или  зубную щетку,  или жесткую кисть)

 

 

Задает вопросы.

 
Задает вопросы об этапах работы. Помогает соблюдать очередность ответов. Контролирует процесс изобразительной деятельности.

 Дети отвечают.


Дети отвечают на вопросы, выслушивают друг друга, соглашаются.

 


Обогащение речевого опыта, приобретение новых знаний.

Физминутка.

Игра «Мы – снежинки».
Мы на веточке сидели, ветер дунул, полетели.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок
-Мы присели все в кружок
Ветер снова вдруг подул,
И снежинки быстро сдул.

 

 

Произносит текст  и выполняет движения.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

За счет смены деятельности снятие усталости у  детей и направление их внимания на дальнейшее освоение задач.

Практическая часть.

 «Рисование снега»
- Какие краски нам нужны для изображения снега?
Детям предлагается  зубная щетка, жесткая кисть, ватная палочка.
- Чем хочется изобразить снег на ветках?

 

Обращает внимание детей на технику выполнения задания.


Поддержка инициативы и самостоятельности. 

 

Дети рисуют снег на ветка.

 

Закрепление знаний об холодных цветах.

Рефлексия

Задает вопросы:
- Что мы сегодня с вами рисовали?
- Что вам понравилось больше всего?
- Хотели бы вы еще почувствовать художниками-волшебниками?
- Что для вас было самым простым в работе? 
- Что вызвало трудности?

Привлекает детей к подведению итогов.

Дети делятся впечатлениями, выражают чувства к проделанной работе.

Умение отвечать на вопросы и выражать чувства.

 

Методы и способы реализации культурных практик

 

Назад